» » Модернизация сознания без изменения экономических отношений невозможно.

Модернизация сознания без изменения экономических отношений невозможно.

11 апрель 2018, Среда
471

Тема модернизации сознанием становится очень модным явлением. Об этой модернизации говорят все, от чиновников до деятелей культуры. Предлагается множество вариантов модернизации, в своей сути сводящиеся к росту культуры казахстанцев.  Но при всем многовариатности предлагаемых изменений большинство авторов проектов, рассматривают культуру отделено от экономики. В чем допускают огромную ошибку, так как забывают простой, но проверенный веками тезис – бытие определяет сознание.

Интересный комментарий, написала в Фейсбуке Гульжан Ергалиева. Человек действительно переживает за культуру, чувствует, что на смену культуры идет некая антикультура, которая становится преобладающим трендом в нашем обществе. Процитирую комментарий Гульжан Ергалмиевой полностью.

Читаю возмущенные посты про 'оскорбление' ... казахов, Алматы и т.п. Извините, ребята, а если я - чистокровная казашка и коренная алма-атинка скажу, что - да, Алматы стал грязным, бескультурным, опасным и тяжелым городом, что харкаются все и везде, где ни попадя, что казахская молодежь не городского происхождения матерится в общественных местах громко и смачно, не стесняясь детей и пожилых, что девушки из регионов параллельно с занятиями в институте или техникуме еще занимаются ночами проституцией, что среди приезжей молодежи 70 процентов больны венерическими заболеваниями - по данным кожвенинститута, что большая часть внутренних мигрантов в Алматы проживает в антисанитарных условиях по 10 и более человек в маленьких съемных квартирах и что, наконец, 90 процентов тюрем занимают преступники коренной национальности....
Скажу, что все это ужас, упадок и деградация нации в 21 веке, чего действительно не было в советской стране, а есть сегодня в независимом государстве, которое по лживым показателям 'стремится в число 30 развитых стран мира'. Что борьба за казахский язык в большинстве своем это политические спекуляции и повод украсть огромные бюджетные деньги. Так же как 'мероприятия по переходу на латиницу'.... И много, много другой профанации и спекуляций 'за нацию!', которая на самом деле живет чаще всего в грязи, невежестве, тяжелой нужде и болезнях....
Если я тоже скажу, что одни казахи с большим достатком затрахали мозги большинству казахов с уровнем жизни римских рабов про 'менім елім, менім жерім, менім тілім', чтобы рабы не восставали и обманывались, получали дозу 'собственного достоинства' как успокоительное в психдоме. А реальная человеческая жизнь не ставится ни во что! Чем эти лозунги по сути отличаются от лозунгов коммунистического режима, отвлекуха и полная абстракция? Причем 'казахская элита' - сплошь богачи со своим надменным житием, а простые казахи - қара жумысшы... Если все это признаки глубокой казахской болезни, деменция сознания нации, об этом можно говорить или нельзя? Или это будет тоже считаться предательством, совком, имперскими унижениями и 'русским шовинизмом'? Если мы не терпим критику не казахов, то когда начнем сами говорить правду о себе и быть требовательными к своим комплексам и недостаткам, а не утопать уже 25 лет в нацпатовской патоке, которая полилась не в ту сторону и не идет на пользу жизни простых казахов?!
Абая на нас на всех не хватает! Почему в нас умирают спасительные инстинкты степной цивилизации и уходят сильные удерживающие народ от разложения законы и традиции? Почему независимость в таком исполнении губит духовный мир и культурный слой казахов?

Гульжан Ергалиева довольно точно описала сегодняшнюю ситуацию. Деградация советского культурного феномена – единая культура для всех слове общества, идет быстрыми темпами. Общество теряет культуру Ауэзова, Сулейменова, Бельгера приобретая элементы новой культуры. Какая будет новая культура? Будет ли она общей для всех слоев казахстанского общества? Как избежать тех негативных явлений, о которых написала Гульжан Ергалиева, при модернизации сознания?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, для начала нужно ответить на главный вопрос – зависит ли культура от экономических отношений в обществе, определяет ли бытие сознание. Если мы ответим на этот вопрос отрицательно, то никогда не ответим на вопросы, заданные ранее. Все будет сводиться к бесконечному переливание из пустого в порожнее.

Если же ответить утвердительно, что культура зависит от экономических отношений в обществе, то дать ответ получится.  Я предпочту второй вариант. Так как для меня, любая культура, это духовное отражение способа производства, господствующего в изучаемом обществе.

Для рабовладельческого способа производства, была своя культура. Для феодализма свой вариант. Для капитализма – своя культура. Тот же Сервантес высмеял остатки феодальной культуры как пережиток в своем гениальном «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Советская культура выросла как уникальный феномен, на тезисе, что необходимо соединить все лучшее что было создана человечеством до социалистического общества, развить это лучшее и как можно шире посеять в массах. Идеологи советского строя, считали, что создать «нового человека» социалистического будущего, можно лишь с помощью синтеза в нем, самых лучших проявлений культуры всех предшествующих формаций.  

Побрей Маркса хоть три раза, покрой Энгельса площадной бранью, вырви бороду у Ленина, но тезис что культура зависит экономической формации, никем оспорен до сих пор небыл. Культура зависит от экономических отношений.  Экономические отношения отражаются в культуре.



Вместе с изменением экономических отношений изменяется и культура.

Данный тезис, подтверждается моими эмпирическими наблюдениями. Мировоззрение человека эпохи Кунаева, отличается от мировоззрения эпохи позднего Назарбаева. При чем, это может быть, один и тот же человек. В одной и той же личности я наблюдаю изменение как культуры, так и мировоззрения.

Сначала он был ИТРовцем. Читал книги. Строил социализм. Действительно верил в это. Затем он стал в 90е предпринимателем на грани рекетирства. Сейчас он респектабельный бизнесмен, с откатами на тендерах. Один человек, но как изменилось его отношение к людям и обществу. А, прошло всего лишь 30 лет.

Он был партогром, читал лекции про научный атеизм. Прошло 30 лет, он в одной из религиозных конфессий стал не последним лицом. Читает проповеди. Учит Богу. Живет по заповедям (надеюсь).

Я родился в Чимкенте. На моих глазах он стал Шымкентом. Сменилось не только название города.  Сменилась его культура. В свое время Чимкент был столицей технической интеллигенции. Со всеми вытекающими из «технорей» привычками и мировоззрением. Сугубо техническим и материалистическим.  А, сейчас в Шымкенте, знаю нескольких инженеров (некоторых даже с приставкой главный) которые по поводу и без повода бегают гадать к бабкам. Или наводят порчу на своих недругов.  До культа вуду совсем недалеко. На полном серьезе мне рассказывают, что частые поломки оборудования на предприятии связаны с тем что его фотографию закопали на кладбище. И что пришлось убить пару десятков баранов и съесть их, чтобы все пошло как раньше – хорошо. Смешно? Мне нет. Единичные случаи? К сожалению, тоже нет.

Комментатор на Фейсбуке Rassul Rysmambetov, выразил свое наблюдение за реальностью так:

"Скажу непопулярную вещь, извините заранее. Смотришь кинохронику про руководителей КазССР, Брежнев там, Кунаев. Приятные черты, одухотворенный взгляд. Возле них тоже умные глаза, красивые модные костюмы.
А сейчас, какие-то морды. Не все, но подавляющее большинство. Некрасивые, малобритые, в плохо сидящих костюмах, с жадными глазками. Встретить в коридорах власти человека опрятно одетого, с хорошей осанкой, мыслью в глазах и смыслом в речах - нужно с факелом ходить.
Да, я понимаю, что раньше тоже были приписки, воровство, полеты на самолетах из Алма-Аты на Каспий на рыбалку и прочие злоупотребления. Это тогда закладывалось нынешнее мещанство. Но я помню старую гвардию. Умение говорить, умение взять на себя ответственность, понимание, что для страны что-то нужно сделать. И не из страха перед Москвой, а потому что стыдно будет. Без компьютеров, whatsapp, machine-learning и блокчейнов как-то управляли экономикой. Обменивались данными по телеграфу, строили планы и выполняли их.
Но и мы уже добрый десяток лет живем в кризисе болтаясь в проруби нефтяных цен. Все бегают по коридорам с бумажками, летают за границы, гоняют на дорогих машинах и с красными воспаленными глазами обманывают президента и простых людей. Не қазақша не орысша жөнді сөйлей алмайтын аспаннан салбырап түскен адамдар.
Значит при такой же слабой эффективности - у нас просто морды стали некрасивее. Если уже умных найти стало тяжелее - может все-таки набирать по внешности?)))"

Изменились экономические отношения. Изменилось и сознание людей. Изменилась их культура.

Капиталистическая культура единой не бывает.

Исходя из того, что мы строим или уже построили капиталистическую форму хозяйствования логично предположить, что ей будет соответствовать и своя капиталистическая форма культуры.

Однако, не все так просто. На самом деле, мы привыкшие к советской культуре, априори, думаем, что культура может быть единой для всего общества. Но это далеко не так.

Общество двух культур.

Владимир Маяковский в своих записках про путешествие в США, написал примерно такую вещь: буржуи, изобретя кинематограф отдали его пролетариату, а сами остались слушать классическую музыку при свечках. Вывод Маяковский делает такой – какие они тупые эти буржуи. Но, на самом деле, Маяковский нашел одну важную особенность культуры при капитализме. Что эта культура разная. Одна культура существует для «элиты», вторая, для «плебса». В голливудских фильмах часто обыгрывается данная разница культур, когда из-за стечения каких-либо обстоятельств, человек из «плебса» попадает в «высшее общество» и ведет себя как слон в посудной лавке. Засыпает под классическую музыку, смешно высказывается на тему «элитарного искусства».  Таким образом капиталистическое общество, шутит над самим собой, и тем самым еще больше подчеркивая, какие разные культуры у «верхов» и как до них со своей культурой далеко «низам».

При чем стоит отметить что «производится» культура не сама по себе, даже не смотря на то что она является отражением экономических отношений, а «растет» под взором правящего класса. В итоге кому «вершки», а кому и «корешки» и достаются.

Исходя из материалистического объяснения реальности, можно сделать прогноз, как трансформируется культура казахстанцев в ближайшие годы.

Культура у нас распадется, как и в любом капиталистическом обществе, на две. Культуру «элиты» и культуру «плебса». Этот феномен уже виден всем, кто занимается культурологией и творческими профессиями. Это заметила и Гульжан Ергалиева. Нас ждет общество двух культур.

Самыми общими мазками, исходя из исторических аналогий, можно нарисовать такие картины будущего.

Культура «элиты»

Это будет культура свойственная всем высшим слоям буржуазного общества. Большие деньги и большая власть роднит в единой культуре и Ротшильда и Рокфеллера и Кулибаева и Абрамовича. Будущая «элита» будет знать, как минимум 3-4 языка. Английский, русский и скорее всего китайский. Тем самым получая доступ до культурного наследия этих стран. Изюминкой скорее всего станет, небольшой оттенок национального коллорита– мы в огне не горим, и в воде не тонем. А, пороки, будут выдаваться за проявления хитроумия и находчивости. Получается, этакий Алдар-Косе на майбахе, разбирающийся в тонкостях китайской поэзии, способный поговорить о Достоевском, со знанием правильного поедания устриц и с навыками успешного бизнесмена- стипендиата MBA.

Обслуживать данный культурный слой будут авторы, пишущие на темы «великой истории» и «великого будущего». Запрос «элиты» к производителям культуры, для них, будет следующий. Пишите, что мы достигли своих вершин, потому что избраны для этого самим проведением. Что мы элита и нам суждено быть элитой по праву рождения.  То, что мы элита, это закон природы. Никто не может быть элитой кроме нас. Подведите историческую концепцию, под нашу власть, покажите безальтернативность нашего доминирования. С какого-то момента сама элита начнем верить в заказываемые ей же концепции про себя.

Так же характерной особенностью новой элиты, станет мультикультурализм, и практически полное отсутствие национализма. Связано это с тем, что на современном этапе, капитализм стал глобальным и «затаскивает» элиты разных стран в общее культурное пространство. И соответствие этому общему культурному стандарту, станет входным билетом в круги «высшего общества» уже планетарном масштабе.  Националиста или расиста в таком «интернациональном» коллективе капиталистов всех народов и рас просто не поймут. И изгонят, посчитав его результатом несчастного случая на производстве капиталистической элиты. Национализм будет оставлен массам. Как удобный способ управления людьми.

Культура «плебса»

Характерной особенностью для культуры «низов» станет феномен ксенофобии. Страх перед чужаком. Он уже прививается обществу национал-озабоченными авторами. Здесь будет процветать трайбализм, патерналистское неофеодальное поведение, граничащее с раболепием, легализуемое через тезис о «традиции предков». Как вариант не исключена массовая русофобия и синафобия. Тем более над обоими фобиями усиленно сейчас работают часть комментаторов в социальных сетях.

Так же будет привит (начало уже положено) комплекс «исторической жертвы» всей культуре «плебса». Что когда-то, что-то, кому-то не додали, кого-то недооценили, кого-то обидели. Этот комплекс, вечной «жертвы» по жизни, нужен, как и для подогревания националистических фобий так и для контроля за поведением самих масс. Потому что комплекс «жертвы» ведет исключительно к послушанию, сильным мирам сего.

Симбиоз неофеодальной культуры отношений, с комплексом вечной жертвы или «обиженки», даст прекрасный результат над контролем за умонастроением «плебса». Общим трендом данной культуры будет послушание. И не только как – «с сильными не боритесь, с богатыми не судитесь», но и как - «каждый должен делать свое маленькое дело и не думать о наградах и тогда, возможно, произойдет нечто, что начальство может классифицировать как относительный успех».

Поставщиками духовной пищи для «плебса» станут авторы, пишущие в следующих плоскостях. Первые будут возвеличивать предков. Вторые писать о тех ужасах что были с народом в истории. Третьи восхвалять традицию. При чем придуманную ими же. И обязательный тотальный УЯТ. Пропагандируемый всеми авторами, пишущими для культуры «плебса». Который будет запрещать все что связано с отклонением от поведения «послушания». Тенденции эти, уже к сожалению, имеются.

В общем получится как в романе антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Где элита читает умные книги, при чем, «верхи» даже запрещенные. Низы читают порнографические журналы, произведенные механическим способом. Начала подобного разделения уже положены. Несмотря на то что количество театров выросло с 1990 года с 40 до 64 в 2016 году, количество посещений упало, с 3,9 миллионов в 1990, до 2,3 миллионов в 2016. Зато резко вырос уровень посещения зоопарков и других мало интеллектуальных развлечений. Индустрия веселья, превалирует сейчас над индустрией культуры.

Будет ли процветать пьянство, проституция и асоциальное поведение, столь красочно описанное Гульжан Ергалиевой? Скорее всего будет. Не может быть высокой культуры в обществе, в котором бутылка алкоголя стоит дешевле книги. Количество библиотек снизилось с 9700 в 1990 году, до 4118 в 2016. Сокращение вдвое.

Так же стоит отмести в сторону, все пассажи и проекты по модернизации сознания национал-озабоченных авторов, которые рождают фантасмагории, наподобие того, что всем слоям казахстанского общества нужно слиться в националистическом экстазе. Создать государство-нацию где все будет хорошо, потому что 'менім елім, менім жерім, менім тілім'. На дворе 21 век господа.  Националистические общества вымерли. А, элита наша, уже втянутая в глобальную капиталистическую элиту, не позволит вам модернизировать свое сознание. Максимум, что вам позволят, это воспроизводить свои вывихи в сознании, лишь для культуры «плебса». Чтобы контролировать общество, пораженное ядом национализма.

Перечитайте комментарий Гульжан Ергалиевой еще раз. Все явления, против которых она пишет свой комментарий, это результат нашей капиталистической действительности. Изменить негативные явления, столь красочно описанные, можно только изменив форму экономических отношений. Иначе все будет идти в рамках данного мною прогноза. Потому что бытие определяет сознание.


Дмитрий Бурминский

уникальные шаблоны и модули для dle
471
0
+1414


Comments System WIDGET PACK

©2018  "Дихлофос.KZ" - все права защищены. Выходит с 2018 года.


Копирование, перепечатка и цитирование материалов сайта возможно только c разрешения собственника сайта.
Присылаемые материалы не рецензируются и не возвращаются.
За достоверность рекламных материалов редакция ответственности не несет.

Вы можете связаться с администрацией сайта по адресу: burminsky@gmail.com


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru